Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Депрессия — чума 21 века

депрессия Психология

Слово «депрессия» все прочнее входит в наш обыденный лексикон. По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) этим заболеванием уже страдает более 10 миллионов человек в мире. И, по мнению экспертов, к 2020 г. депрессия выйдет на второе место в «рейтинге» причин смертности населения, оставив первенство лишь болезням сердечно-сосудистой системы.

Способы борьбы с депрессией

Как же получилось, что «смертельным» врагом человечества становится заболевание, основным симптом которого является то, что люди привыкли называть «плохим настроением»? Как вовремя распознать депрессию, и какие меры необходимо принимать при встрече с этой незваной гостьей? Ответы на эти вопросы — в интервью с профессором кафедры психиатрии, психотерапии и наркологии Казахского национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова, д.м.н. Корлан САДУАКАСОВОЙ.

ЭЗ: Почему количество страдающих от депрессии растет год от года? В чем, на Ваш взгляд, причина столь печальной статистики?

— Да, действительно, данные статистики – неутешительны. Жизнь в современном обществе сопровождается постоянными психологическими перегрузками. Особенно это актуально для жителей крупных мегаполисов. И если у человека изначально повышен уровень тревожности, то спровоцировать депрессию могут и ускоренный ритм жизни, и даже суета большого города. Появляется ощущение собственной ненужности, желание спрятаться от всего и всех. В результате человек остается один на один со своими проблемами и способен впасть в самую черную меланхолию.

ЭЗ: Каковы основные симптомы заболевания?

— О наличии депрессии свидетельствуют 3 основных признака. Первое – снижение настроения различной степени выраженности. Второй компонент – нарушение ассоциативного процесса, то есть мышления. Больные, например, говорят: «Сижу, тупо смотрю в свои отчеты и не могу сообразить – что к чему». То есть человек теряет способность работать в привычном для него режиме. От этого усиливается тревога (основной компонент депрессии), может возникнуть  паника, что способствует дальнейшему углублению  депрессии.

Третий компонент  – заметное снижение двигательной и волевой активности. Больному сложно выполнять работу по дому, он перестает следить за своим внешним видом. Конечно, такие симптомы в определенные моменты жизни могут присутствовать у каждого из нас. Но надо различать кратковременное снижение настроения и активности и патологическое состояние, затянувшееся на месяцы, а то и годы. В последнем случае человек все-таки должен обратиться к врачу-психотерапевту, так как  развивающаяся депрессия в конечном итоге чревата появлением суицидальных мыслей и действий. В этом главная ее опасность.

ЭЗ: Как можно классифицировать различные виды депрессии?

— В целом, не вдаваясь в тонкости клинических методологических аспектов, депрессии можно разделить на  2 большие группы – эндогенные и экзогенные. В основе эндогенных депрессий лежит наследственный фактор, заболевание является генетически обусловленным. Пациенты с этим видом депрессии  — объект наблюдения и лечения в психиатрических клиниках.  Другое дело – экзогенные депрессии, то есть возникшие в результате воздействия тех или иных психотравмирующих  внешних факторов. Такие больные порой долгое время остаются без профессиональной помощи, так как и сами не подозревают о наличии заболевания.

ЭЗ: Под какие маски может прятаться депрессия? Случается ведь и так, что человек месяцами ходит по врачам, ему говорят, что он здоров, а на самом деле он нуждается в помощи психотерапевта.

— Это очень большая проблема. 50-80% больных депрессией – это пациенты врачей общей практики.  К сожалению, терапевты за различными жалобами больных на свое самочувствие не всегда могут разглядеть депрессию, которая скрывается за маской различных соматических недугов. Пациенты жалуются на больное сердце, «пошаливающую» печень, усталость, но при этом явных  изменений  со стороны внутренних органов, которые могли бы вызвать такие симптомы, не обнаруживается.  А в действительности эти люди нуждаются в помощи психотерапевта.

ЭЗ: Кто входит в группе риска по развитию экзогенной депрессии?

— Хотелось бы отметить, что любой психотравмирующий фактор может у кого-то вызвать панику, затем — тревогу, способную перерасти в депрессию, а другой человек может никак не отреагировать на это же событие. Между тем, для выхода из психотравмирующей ситуации без последствий человеку иногда бывает достаточно курса психотерапии без использования лекарственных препаратов. Хороший психотерапевт способен помочь пациенту найти скрытые внутренние ресурсы и направить их в нужное русло.

Но, к сожалению, у нас пока не развита сеть доступной первичной психологической и психотерапевтической помощи, хотя в ней нуждаются многие. Случается так, что причиной депрессии становится мощная психогенная травма. У меня была пациентка, которую бросил любимый человек на 7-м месяце беременности. В тот момент она не могла управлять своими эмоциями, была готова наложить на себя руки. Но после нескольких сеансов психотерапии все нормализовалось – родила ребенка и сейчас вполне счастлива. То есть она получила помощь врача и смогла преодолеть депрессию. А ведь многие остаются один на один со своим заболеванием и не справляются с этим …

ЭЗ: Зависит ли частота возникновения депрессии от возраста человека? И в чем особенности депрессии в разных возрастных группах?

— В прошлом году в Казахстане был резкий всплеск подростковых суицидов. По результатам  проведенного соцопроса, причиной для большинства подростков послужили проблемы во взаимоотношениях со значимым для него окружением.

На второе место вышли сложности в семье. У подростков очень хрупкая психика, они только формируют свой социальный образ, для них характерен максимализм. И если у юноши или девушки в этом возрасте присутствуют какие-то травмирующие психику факторы, например, отсутствие здоровых нравственных критериев в непосредственном окружении, и при этом нет взаимопонимания в семье – то есть, они не получают адекватного своим запросам эмоционального отклика, то вероятность развития депрессии становится очень высокой. Еще одна группа риска – пожилые люди. Это возраст ухода на пенсию — здоровье уже не то, силы не те, появляются мысли о собственной ненужности, страх одиночества. Все это также может привести к депрессии.

Если взять зрелый возраст – то у большинства людей провоцирующим фактором становится вопрос занятости, отсутствие возможности зарабатывать деньги. Факторов риска много, но возникнет ли в результате у человека депрессия или нет — зависит от структуры личности и своевременности оказания специализированной помощи.

ЭЗ: Какие заболевания могут сопровождаться депрессией?

— Очень часто депрессия становится спутницей гормональных изменений: например, климакса. Почему-то считают, что климакс присущ только женщинам. Это неверно. У мужчин климакс протекает намного тяжелее, чем у женщин, и с большим количеством психологических нарушений: поведение  заметно меняется, он становится раздражительным, агрессивным или напротив – чересчур ранимым. И зачастую никто не связывает это со спадом гормональной активности.

Еще один пример — послеродовые депрессии. В этом случае гормональные изменения или перегрузки, которым подвергается женщина во время родов, могут спровоцировать дебют эндогенной депрессии, если у человека уже была предрасположенность к этому заболеванию. Или же сами роды для особо чувствительных женщин становятся фактором риска развития экзогенной депрессии.

Причин развития депрессии очень много: например, в семье родился ребенок-инвалид, или же родители неожиданно узнали, что их сын – наркоман, неизлечимо больной человек в семье – подобные варианты можно перечислять долго. Понятно, что в таких ситуациях в психотерапевтической помощи будет нуждаться не только сам больной, но и его близкие.

ЭЗ: Если депрессия так распространена, что можно сказать о мерах профилактики?

— Начинать надо с детства. Есть такое понятие, как стрессоустойчивость. Если человек воспитывается самостоятельной личностью, способной принимать решения, «выживать» в сложных ситуациях, то у него меньше шансов впасть в депрессию. И наоборот – если ребенок вырос в атмосфере излишней опеки, а потом попадает в социум, где проявляется  его несостоятельность, то у него может развиться депрессия.

Второй значимый фактор – культура отношений в семье. Человек может впасть в отчаяние, но он возвращается домой и это — то место, где его настроение может кардинально поменяться. Семья способна поддержать, дать надежду на будущее. Или же напротив — подтолкнуть к пропасти. Поэтому я за то, чтобы мы были терпимее друг к другу. К сожалению, мы разучились разговаривать друг с другом. А иногда просто доверительная беседа может вывести человека из стрессового состояния.

На третье место я бы поставила культуру взаимоотношений между людьми. Ведь получить необходимую поддержку можно не только от психотерапевта, иногда эту роль может выполнить близкий друг или подруга, сослуживцы, просто случайный прохожий.

Играют роль и взаимоотношения на работе. Мы живем в сложное переходное время экономических отношений, где не до конца обозначены «правила игры». Зачастую на работе внедряют так называемую «потогонную систему», как на Западе. При этом не берут в расчет более весомую систему поощрений, присутствующую там. Ценности смещаются: мы живем, чтобы работать, а не работаем, чтобы жить. Настроения это не добавляет.

Значимый фактор —  и культура взаимоотношений в социуме: например, нагрубил продавец или кондуктор транспорта, для человека в состоянии депрессии даже небольшой конфликт может стать последней каплей в чаше терпения. Социальный фактор – очень важен в профилактике депрессий!

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x