Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Что такое клиповое мышление?

Психология

Упрекая современную молодежь в несерьезности и безграмотности, сознательные взрослые видят источник проблем в так называемой клиповой культуре. И если большинству наших соотечественников такой термин еще даже не знаком, то многочисленные западные специалисты уже вовсю ломают голову над тем, как компенсировать последствия этой самой культуры. Что же такое клиповое мышление? Представляет ли оно угрозу только для молодежи, и вообще, угроза ли это?

Английское слово «клип» вошло в нашу речь с появлением музыкальных видеороликов, для которых характерна частая смена кадров. Проводя аналогию, клип-мышлением называют восприятие мира через короткие отрывки информации, мало связанной (или вообще не связанной) между собой. Ключом к восприятию такой информации служит не слово или текст, а картинка – образ. Некоторые специалисты предпочитают термину «клиповое мышление» «наглядно образное». И хотя благодаря такому способу восприятия значительно возрастает скорость обработки информации, смысловая подача остается поверхностной.

Противопоставляется клиповому мышлению понятийный способ восприятия информации, особенностью которого является последовательный подход, преимущественно через текст. Понятийное мышление основывается на логике и цепочке фактов и требует достаточного количества времени для того, чтобы вникнуть в суть вопроса. Казалось бы, что с того – пусть одни мыслят картинками, а другие текстовыми понятиями. Однако массовый ликбез, случившийся еще на заре XX века, был организован не случайно: понятийное мышление способствует развитию профессионализма человека, тогда как образное мышление довольствуется скоростью и новизной поступающей информации, проигрывая в основательности и глубине. Именно в клиповом мышлении некоторые кинокритики видят причину кризиса киноиндустрии: ведь чтобы написать хороший сценарий, требуются вдумчивость и время, а современное кинопроизводство поставлено «на поток».

С каждым годом людей, мыслящих понятийным образом, становится все меньше. Среди основных причин этого называются возросший темп жизни, постоянно растущий поток новой информации и количества дел, которыми человек занимается одновременно. Мозг наших современников жаждет того, чтобы информации становилось все больше, но при этом она должна мелькать в калейдоскопе. Газету читают только по подзаголовкам, в интернете «дрейфуют» от одного сообщения к другому, не оставляя себе времени на раздумье, потому что впереди ждет очередной каскад информации. Насколько это безобидно?

Куда подевалась память

Сергей, 17 лет: «Сегодня утром я хотел рассказать одноклассникам анекдоты, которые читал вечера в интернете. К своей досаде, я не мог ни один из них вспомнить полностью!» Именно такая ситуация складывается с большинством современных школьников – несмотря на большой объем получаемых знаний, по результатам тестов эрудиция среднего подростка оставляет желать лучшего. Однако и выпускники «старой» школы замечают, что процесс запоминания происходит намного труднее.

Объем памяти и внимания становится той монетой, которой мы расплачиваемся за мультизадачность. Вспомните, сколько новостей вы слышите за один новостной выпуск? А сколько запоминаете? И сколько из того, что запомнили, вы сможете пересказать полностью? Результаты вас могут неприятно удивить. Если мир заполоняют люди, которые соображают быстро, но поверхностно, не угрожает ли нам эра дефицита квалифицированных специалистов?

Дуэль между логикой и скоростью: кто кого?

«В каждом слове по две ошибки!», «Они абсолютно не понимают литературных произведений!» – сетования учителей по поводу успеваемости современных учеников стали уже привычными. Вместе с тем, нашей молодежи есть чем удивить своих бабушек и дедушек: «Как так – моему внуку всего три года, а он в сотовом телефоне разбирается лучше меня!» На первый взгляд кажется, что неспособность к длительной концентрации приводит к снижению интеллектуальных показателей. Однако незаурядные способности в овладении техникой и интернетом противоречат этому тезису. Если считать эти навыки примитивными, то почему «умное» старшее поколение так заметно «тормозит» по сравнению с «необразованной» молодежью?

Получается, что клиповое мышление не столь катастрофично, каким хотят его представить. К примеру, умение сосредоточиваться на одной теме – важный навык для ученого, а вот без умения быстро реагировать никак не обойдутся водители, летчики, спортсмены и т. д. Есть и такие профессии, которые требуют способности быстро включаться в незнакомую ситуацию и глубоко анализировать ее суть: врачи, журналисты. Таким образом, мы приходим к выводу, что оба эти навыка важны для человека. Но если клиповое мышление сегодня формируется без усилий, даже у заядлых «понятийщиков», то над умением концентрироваться придется потрудиться. По сей день самым доступным тренажером понятийного мышления является вдумчивое чтение.

Читать или не читать?

Вопросом, как заставить представителей нового поколения читать книги, озадачены и родители, и педагоги. Примечательно, что вопрос формулируется с использованием глагола «заставить». Однако давайте вспомним третий закон Ньютона, который в вольном изложении звучит так: любому действию всегда есть равное противодействие. Своего пика это самое противодействие достигает в подростковый период, когда спор с родителями становится прямо-таки делом чести. И чем агрессивнее давление на подростка, тем меньше для родителей вероятность быть услышанными. Поэтому избавляемся от привычных фраз «когда же ты наконец возьмешься за ум?!» и смотрим на проблему под другим углом.

Дети нацелены следовать примеру родителей, а не их увещеваниям. И как часто они видят вас с книгой в руках? Скорее всего, значительно чаще им приходится наблюдать, как умело вы орудуете пультом от телевизора или же компьютерной мышью. Можно, конечно, возразить, что мы свое «отчитали», однако здесь как минимум два контраргумента. Во-первых, ваши дети не видели, как вы это делали, поэтому не могут повторить за вами. Во-вторых, понятийные навыки мышления могут утрачиваться, а память, подобно мышцам, потерять эластичность. И тогда спустя пару лет вам уже самим с трудом удастся продемонстрировать навыки понятийного мышления. И если вам сейчас не интересна классическая литература, то ваших детей она точно не заинтересует. Итак, наша цель не заставить читать, а передать любовь к чтению.

Следующая ситуация: дети читают, но совсем не то, что надо. Например, они могут увлекаться современной фантастикой или оккультизмом. Почему им это интересно? Подростку очень важно чувствовать себя своим среди сверстников. Мода, тренд – это то, за чем следит молодежь. Упреки или усмешки здесь не помогут. Но вот если без предвзятости поинтересоваться: «Что бы ты посоветовал мне почитать?», то это может дать положительный результат. Овладев привычной для вашего ребенка терминологией, вникнув в его мир, вы повышаете свои шансы на конструктивный диалог с собственными сыном или дочерью.

Сергеева Ирина, психолог-консультант, тренер, специалист по созависимости (Санкт-Петербург):

– Мир стремительно меняется, и мышление меняется, подстраиваясь к новым тенденциям. Приходят поколения, выросшие в интернете и привыкшие к клип-культуре, быстро осваивающие все современные технологии. Они строят свой виртуальный мир, где учатся и работают, знакомятся и общаются, покупают и развлекаются. Молодые люди хотят интерактивных методов обучения, смены деятельности, многозадачности и мобильности. И в этом я не вижу ничего плохого.

Однако мир виртуальный никогда не заменит мир реальный. А реальный мир с его экономическими кризисами и конфликтами требует от молодого поколения адаптивности, приспособленности к существующим реалиям. Социум ценит профессиональную компетентность, коммуникабельность и умение справляться с трудностями. «Жизнь не спросит, что ты учил, а сурово спросит, что ты знаешь».

Прогресс не остановить. И задача не стать «лишним» человеком непроста в исполнении для каждого поколения. Она требует выработки мотивации для деятельности, поиска своей миссии. Каждому молодому человеку необходимо научиться выстраивать взаимоотношения, сформировать адекватную самооценку и уметь взять на себя ответственность.

Что касается клипового мышления, то, конечно, у него есть свои недостатки. Но, как говорят, недостатки – не что иное, как наши самые яркие достоинства, которыми мы пока не научились пользоваться. Думаю, что и клиповое мышление при умелом использовании способно облегчить обучение, работу и жизнь.

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x