Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Дисграфия – симптомы и лечение

дисграфия Психология

Дисграфия – это нарушение почерка и письменной речи. Возникает она из-за недоразвития определенных психических функций. Как правило, проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте систематическими синтаксическими, грамматическими и фонетическими ошибками в тексте.

Характеристика расстройства

Когда дети учатся писать, у них не сразу получается. Они могут путать или терять буквы, неправильно их писать. Но со временем, по мере накопления опыта, у них получается все лучше.

Диагноз дисграфия ставят, когда невзирая на практику, ребенок делает одни и те же ошибки в письме постоянно. Это происходит не из-за того, что он не знает правил русского языка или же имеет умственные отклонения. Причина обусловлена нарушениями в высшей психической деятельности.

При дисграфии ребенку тяжело писать, а, следовательно, и овладевать этим навыком. Как правило, нарушение письма влияет также на способность чтения текстов и восприятие речи. Патология самостоятельно не проходит. Требуется работа со специалистами – логопедами, психологами и педагогами.

Как проявляется дисграфия?

Дети пишут неразборчиво и неаккуратно. Буквы могут получаться сильно наклоненными, одинаковыми по высоте и ширине, то есть в первую очередь страдает каллиграфия. Дети с этой проблемой пишут очень медленно. Хоть они и стараются, но у них плохо выходит. Им сложно писать ровно, а иногда даже держать в руке ручку, могут возникать болезненные ощущения.

Но это не значит, что если в тетради «грязно», то сразу нужно приписывать ребенку дисграфию. Помимо плохого почерка, в тексте появляются ошибки, причем они постоянные. К ним относится:

  • замена схожих букв и звуков;
  • пропуск букв и слогов, изменение их местами;
  • использование слов или знаков препинания не по назначению;
  • добавление лишних букв;
  • слитное написание слов;
  • несогласованность слов и словоформ по падежам.

Поскольку письмо не приносит удовольствия, а наоборот доставляет физический дискомфорт, то люди с таким диагнозом стараются его всячески избегать. У родителей может сложиться впечатление, что ребенок не хочет писать, потому что ленивый и неграмотный, но на самом деле это не так.

Пациенты с дисграфией могут быть очень умными и образованными. Они порой говорят правильные вещи, дают полезные советы, умеют точно сформулировать свою мысль, красноречивы, но их письменная речь обедненная.

Часто дисграфия сопровождается снижением работоспособности, ухудшением памяти, гиперактивностью, синдромом дефицита внимания, неврологическими нарушениями. Клиническая картина прежде всего зависит от вида патологии:

  • Акустическая. Пациент испытывает сложности с распознаванием звуков. Из-за этого он заменяет свистящие – шипящими, а глухие – звонкими.
  • Артикуляционно-акустическая. Есть проблемы как с фонетическим слухом, так с артикуляцией и произношением звуков. Человек пишет так, как слышит, а слышит он неправильно, из-за чего делает ошибки в тексте. Произносит слова он также неправильно.
  • Аграмматическая. Страдает лексика и грамматика. Ребенок неправильно подбирает падежи, не может определить число и род, из-за чего предложения несогласованные. Речь не развита.
  • Оптическая. Проявляется незрелым зрительно-пространственным восприятием. Пациент подбирает буквы, визуально похожие на правильные.
  • Обусловленная несформированностью языкового синтеза. Ребенок меняет буквы и слоги местами, пишет слова слитно. Является наиболее распространенным видом среди школьников.

Поскольку разновидностей патологии несколько, то перед лечением анализируют не только письменную речь, но также состояние органов зрения, артикуляционного аппарата, ЦНС слух. Комплексное обследование позволяет составить верное заключение и в максимальном объеме помочь пациенту.

Почему возникает дисграфия?

В письме задействована мелкая моторика, память, внимание, речевой центр и другие. Они контролируются центральной нервной системой и головным мозгом, поэтому все причины, как правило, связаны с нарушением их функционирования. К ним относятся:

  • черепно-мозговые травмы;
  • инсульт;
  • поражение головного мозга во внутриутробном периоде;
  • менингит, энцефалит и другие инфекционные болезни, затрагивающие ЦНС;
  • родовые травмы, которые повлекли за собой кислородное голодание мозга;
  • тяжелые продолжительные заболевания, вызывающие истощение нервной системы.

В группе риска люди с наследственной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, перенесшие нейрохирургическую операцию.

Причиной патологии также может стать неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, позднее или слишком раннее обучение письму и чтению, общение на нескольких языках, нехватка речевых контактов.

Возможно ли излечение?

Дисграфию можно преодолеть, если заняться лечением на ранней стадии, и если только причина не в органической патологии головного мозга. Специалисты индивидуально разрабатывают коррекционно-развивающую программу. Чтобы уменьшить нагрузку на пальцы, назначают специальные приспособления. На коррекцию уходят месяцы, а порой и годы.

Людям, которые имеют трудности в общении с окружающими, с адаптацией в социуме, могут обращаться к эрготерапевту. Если пациент не может справиться с негативными эмоциями, впадает в депрессию, то ему потребуется помощь психолога.

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x