Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Школьная жизнь без стрессов

Адаптация к школе Психология

С наступлением осени тысячи первоклашек по всей стране начинают новый этап в жизни – школьный. Адаптация к школе: одни с радостью окунаются в мир знаний, а для других этот процесс проходит весьма болезненно. Для того чтобы выяснить, как настроить ребенка на правильную волну обучения, а также как вести себя родителям при возникновении определенных проблем в школе, мы провели интервью с практическим психологом Инной СНЕГИРЕВОЙ. Специалист занимается профессиональной деятельностью с 2001 года. С 2008-го является учредителем и генеральным директором ТОО «Консультационно-тренинговый центр «Старт», который функционирует в столице.

Адаптация к школе
Инна СНЕГИРЕВА
Содержание
  1. – Инна Владимировна, обрисуйте, пожалуйста, портрет современного первоклассника. Чем нынешнее поколение детей отличается от предыдущих, на Ваш взгляд?
  2. – Какую роль играют родители на пути привыкания к школе и новому режиму жизни ребенка?
  3. – Как правильно расположить ребенка к учебе? И чего при этом процессе делать нельзя? Нужно ли мотивировать его ходить в школу, обещая ему подарки или развлечения – например, вечер за компьютером?
  4. – Инна Владимировна, а что посоветуете делать родителям, если новичку в школе не нравится какой-либо предмет?
  5. – Огромную роль играет социальная адаптация среди сверстников. Как вести себя родителям, если ребенка откровенно «гнобят»?
  6. – А как распознать, что ребенок в школе постоянно находится в состоянии стресса, если он сам при этом говорит, что все хорошо?
  7. – Многие психологи, коучи считают, что стресс – разумеется, в небольших количествах – не всегда считается чем-то плохим. Согласны ли Вы с этим утверждением?
  8. – Случается такое, что дети получают больше негативных эмоций дома, нежели в школе. Яркий пример – это крики или ругательства со стороны родителей во время выполнения домашних заданий. Можете дать несколько советов, как сохранять спокойствие и достучаться до ребенка во время помощи с упражнениями?
  9. – Интересно узнать, влияет ли режим дня на самочувствие и психическое состояние маленького школьника.
  10. – Бывают случаи, что родители, отдавая малыша в первый класс, переживают больше него самого. Как быть спокойным, не мельтешить, не названивать ребенку или учителю и принять тот факт, что он начал новую жизнь под названием школа?

– Инна Владимировна, обрисуйте, пожалуйста, портрет современного первоклассника. Чем нынешнее поколение детей отличается от предыдущих, на Ваш взгляд?

Современный первоклассник кардинально отличается не только от детей поколения его родителей, но и от своих братьев-сестер, рожденных 510 лет назад. Ребенок, появившийся на свет в век высоких технологий, достаточно стремительно развивается и демонстрирует определенные результаты в различных областях жизни. Немало примеров можно увидеть не только на центральных телевизионных каналах, где дошкольники показывают приобретенные навыки и уровень знаний, но и в повседневной жизни. Дети овладевают не одним языком, покоряют вершины искусства, спорта и науки. Отличительная особенность заключается в том, что дается им в этот период практически все очень легко. Безусловно, не все ребята имеют опыт достижений в дошкольном возрасте. По этой причине в числе первоклассников могут быть достаточно развитые дети с пониманием своей значимости и те, у которых еще немало успехов впереди. Но всех их объединяет одно: они очень самодостаточны в умении обращаться с техникой и всеми возможностями, связанными с этим направлением.

С разного рода гаджетами многие из них знакомятся еще в неосознанном возрасте: смотрят мультфильмы, чуть позже начинают играть в игры, и к 34 годам у них уже собран немалый багаж в понимании сферы современных информационных технологий. В этом есть свои плюсы и минусы. Положительные стороны заключаются в том, что мозг ребенка развивается в ускоренном ритме. Страдать же от этого может в первую очередь зрение, а также нагрузку несут нервная система и психика – в виде утомления и потери интереса к делам реальным. Что касается сферы общения, то большая часть детей, достигших 67 лет, имеет представление о том, как вести себя в обществе, многие из них на равных общаются со взрослыми. Но в чем они неопытны, так это в отсутствии представления о том, что собой представляет система обучения в школе. На этом этапе они становятся совсем маленькими детьми, которым порой бывает очень трудно, страшно, утомительно и даже неинтересно.

– Какую роль играют родители на пути привыкания к школе и новому режиму жизни ребенка?

Практически во всех сферах жизни ребенка родители играют значимую роль: от первых шагов до первых дипломов. Соответственно, на каждом этапе требуется определенный объем внимания, терпения и понимания состояния детей. В данный период времени не следует забывать, что ведущей деятельностью ребенка продолжает быть игра. Здесь происходит несовпадение ожиданий родителей и интересов детей. Замечательно, если малыши имели опыт посещения развивающих центров, где у них сформировалось представление об учебных циклах, уроках и переменах.

Сложнее тем первоклассникам, которые в дошкольной жизни не попали в подобную учебную систему. В идеале нужно за один год до школы поспособствовать тому, чтобы у ребенка сформировалось представление об образовательном процессе. Если по каким-либо обстоятельствам этого не произошло, то хотя бы в оставшееся время необходимо рассказать ему о том, чему и когда он будет уделять время. В описанном графике важно уделять внимание делам, которые интересны ребенку. Например, красочно описать, как будут проходить выходные дни, а также что собой будут представлять будни. Не стоит забывать, что и в рабочей неделе должны быть выделены промежутки времени, где дети могут расслабиться и получить удовольствие.

– Как правильно расположить ребенка к учебе? И чего при этом процессе делать нельзя? Нужно ли мотивировать его ходить в школу, обещая ему подарки или развлечения – например, вечер за компьютером?

Вопросы мотивации к учебе должны формироваться еще с раннего возраста. С детьми важно обсуждать их представление о будущем. На «детском» языке разбирать, какие бывают профессии и что требуется для их получения. Параллельно наблюдать за тем, в каких областях ребенок успешен, подчеркивать его достижения и значимость. Это поможет мотивировать детей в тех случаях, когда им не хочется что-то выполнять. Например, сказать: «Ты же так здорово рисуешь (играешь на музыкальном инструменте, побеждаешь в спорте)! У тебя обязательно получится и здесь, потому что ты умеешь трудиться! У тебя столько побед уже было!»

Если нет примеров, где можно отметить достижения ребенка в каких-либо областях, то необходимо обращать внимание на его силу в том, как он рассуждает, помогает по дому, выполняет порученные дела. Ни в коем случае нельзя при детях плохо отзываться о школьной программе, конкретном преподавателе или предмете. Они, пропустив данную информацию через свою призму, сделают вывод, что и необязательно стремиться выполнять требования «плохого» учителя или усваивать «неправильную» программу. Подарки пусть будут для них сюрпризами, но ни в коем случае нельзя переводить отношения на рыночный уровень. Что касается обращения с компьютерами и другими гаджетами, то стоит обсудить правило «30 минут в день», с которым не поспоришь.

Подтверждение этому – огромное количество детей-школьников, которые носят очки. Об их зрительном режиме родители не думали в период дошкольного детства, так как порой очень «удобен» малыш, смотрящий самостоятельно мультфильм или играющий в игру. Но рациональнее все же с раннего детства приучать детей к чередованию различных видов деятельности: чтение, рисование, игры с любимыми игрушками, прогулки, совместные обсуждения дел, просмотренных мультфильмов или прочтенных книг.

– Инна Владимировна, а что посоветуете делать родителям, если новичку в школе не нравится какой-либо предмет?

На тему предпочтений должен быть достаточно серьезный разговор, в котором ребенок должен понять, что существует школьная программа, где никто не выбирает себе что-то конкретное и, соответственно, изучает все, что в нее заложено. В то же время нужно рассказать ему о тех областях жизни, в которых право выбора у него есть. Например, определиться с фильмом, на который планируется пойти в выходной день, заказать понравившееся блюдо в любимом кафе. Это же касается дополнительных кружков и секций. Необходимо предоставлять  детям возможность самим выбирать увлечение.

– Огромную роль играет социальная адаптация среди сверстников. Как вести себя родителям, если ребенка откровенно «гнобят»?

Самое главное, что должен знать каждый ребенок: никто не имеет права его унижать, оскорблять или каким-либо другим образом вводить в дискомфортное состояние. Учить общаться со сверстниками важно еще до наступления школьной жизни. Посещение детского сада, развивающих центров, игры во дворе – это ничем не заменимые тренажеры для развития коммуникационных навыков. Разговаривая с детьми и изучая их особенности, каждый родитель должен знать, в чем его ребенок уязвим и в чем силен. Разбирая примеры, обязательно нужно давать советы. Они должны быть в дружеском формате, без тени критики.

Детям важно иметь определенный арсенал реакций на те или иные ситуации. Например, как реагировать на насмешки, в каких-то случаях использовать юмор, где-то научиться игнорировать. Но не стоит забывать о том, что детский мир тоже может быть жестоким. Слушая сына или дочь, необходимо своевременно сделать вывод по поводу дальнейших действий: ограничиться советом или подключить к разбору ситуации родителей детей, которые причиняют вред другим. Если ребенок будет чувствовать себя защищенным, то сможет преодолевать возникающие трудности.

– А как распознать, что ребенок в школе постоянно находится в состоянии стресса, если он сам при этом говорит, что все хорошо?

Его настроение и поведение – главные индикаторы внутреннего состояния. Важно спрашивать не только о том, какие оценки он получил и как много уроков задали. Нужно интересоваться, с кем он общается и почему ему интересны эти дети, задавать вопросы «Кто у вас в классе самый смелый?», «Кого обижают?», «Кого любит учитель?» и другие подобные. Именно они позволяют понять, какое место ученик занимает в сложившейся детской иерархии и как он себя при этом чувствует.

– Многие психологи, коучи считают, что стресс – разумеется, в небольших количествах – не всегда считается чем-то плохим. Согласны ли Вы с этим утверждением?

Это зависит от его масштаба и от того, с какой темой связано его возникновение. Например, школьник не захотел качественно выполнить задание и подумал, что все сойдет ему с рук. В итоге получил замечание учителя либо неудовлетворительную оценку. Если он сам по себе ранимый и стремится к высоким результатам, то возникшая ситуация однозначно вызовет стресс. Но в то же время она сможет пробудить в нем мотивацию впредь не поступать так халатно. Сделать конструктивные выводы должны помочь в данном случае родители. О другой пользе стресса, особенно для детей, я не могу ничего сказать, так как они рождены быть счастливыми, и мы, взрослые, должны это обеспечить.

– Случается такое, что дети получают больше негативных эмоций дома, нежели в школе. Яркий пример – это крики или ругательства со стороны родителей во время выполнения домашних заданий. Можете дать несколько советов, как сохранять спокойствие и достучаться до ребенка во время помощи с упражнениями?

Дети нередко получают огромное количество негативных эмоций не только при выполнении домашних заданий, но и не по своей воле становятся участниками конфликтов, возникающих между родителями. Подобные сцены должны быть исключены. В противном случае есть как минимум два варианта конечного результата: агрессивный или замкнутый малыш. Что касается выполнения заданий и терпения, конечно, железных нервов ни у кого нет. Но все же нужно стараться не допускать оскорблений и криков. Если же что-то сорвалось с ваших уст, за что позже может стать неудобно, есть смысл разобрать ситуацию, но уже в спокойной обстановке. При возникновении проблем с уроками необходимо разобраться, в чем причина: первокласснику сложно дается предмет, он просто ленится или учитель плохо объясняет. Поняв, что происходит, можно продумать дальнейшую тактику исправления ситуации.

– Интересно узнать, влияет ли режим дня на самочувствие и психическое состояние маленького школьника.

Каждый взрослый человек может вспомнить  ситуации, когда ему не хватило времени для ночного сна и в течение всего следующего дня он был непродуктивным. Для детей пережить данное состояние в разы сложнее. Причина одна – взрослый может позволить себе на работе что-то не доделать, отпроситься у начальника, ссылаясь на плохое самочувствие и многие другие хитрости, наработанные в жизни. Ребенок в таком состоянии будет капризничать, за что «получит» как в школе, так и дома. Поэтому с началом учебного года в идеале дети должны засыпать до 22–22:30, так как все первоклассники учатся с первой смены. После школы должен быть перерыв от часа до двух часов, в котором они успевают пообедать, поиграть, а лучше побыть на свежем воздухе. Выполнение заданий должно быть с 10–15-минутными перерывами между уроками, а по завершении – какая-то разрядка.

– Бывают случаи, что родители, отдавая малыша в первый класс, переживают больше него самого. Как быть спокойным, не мельтешить, не названивать ребенку или учителю и принять тот факт, что он начал новую жизнь под названием школа?

Важно внешне сохранять спокойствие и транслировать ребенку то, что вы в нем уверены. При этом научить, как вести себя во внешнем мире, с точки зрения безопасности. Обсудить время звонков друг другу и все остальные детали взаимодействия. Что касается учителей и коммуникаций с ними, то прежде чем начать что-то выяснять, нужно спросить себя: «В какой форме и в какое время об этом следует поговорить?» Не исключено, что часть вопросов в течение дня решится сама собой. Но если тема серьезная, то стоит обсуждать ее детали при  личной встрече, заранее договорившись с преподавателем о времени.

– Благодарю Вас за содержательное интервью и желаю дальнейших успехов в Вашей деятельности!

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x