Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Дышите глубже! Вы на «дистанционке»!

обучения Здоровье ребенка

Дистанционное обучение вызвало большой резонанс в обществе. Экстренный переход на новый формат обучения повлек за собой массу проблем. Недостаток компьютеров и средств связи в малообеспеченных семьях, отсутствие доступа в интернет, неготовность родителей поддержать детей в новом формате обучения. Специалисты во всеуслышание заявляют о том, что нынешнее поколение школьников — это люди с критической потерей уровня знаний, испорченным зрением и нарушенной психикой. В нашей статье затронем именно психологический аспект.

Получим ли мы в итоге поколение невротиков? Как быть родителям, оказавшимся на грани психоза и нервного срыва? Как быть если вы не в состоянии принять новую реальность и адаптироваться к необходимости совмещать обязанности по дому, работу и учебу детей практически в круглосуточном режиме? Эти и другие вопросы мы задали детскому психологу Татьяне Остапенко.

Дышите глубже! Вы на «дистанционке»!
Татьяна Остапенко

– Татьяна, а насколько это вообще нормально – учиться дистанционно с точки зрения психологии?

– Для начала давайте разберемся, что же такое дистанционное обучение (ДО), и чем оно отличается от онлайн обучения. В образовательном процессе при ДО используются традиционные и специфические методы. А также средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Заочное обучение, видеокурсы, электронные учебники, общение через социальные сети (как сейчас) и онлайн-занятия – все виды обучения на расстоянии – это ДО. Основа такого обучения – самостоятельные занятия ученика по разработанной программе. Периодически он высылает отчеты о проделанной работе на проверку преподавателю.

Частью дистанционного обучения, его логическим продолжением является онлайн-обучение, когда знания и учения приобретаются «здесь и сейчас» c помощью компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету. Это погружение в образовательную среду, когда учащиеся смотрят, слушают учителя, выполняют его задания, консультируются с ним, общаются c учениками в режиме реального времени.

И сейчас в нашей стране происходит скорее онлайн-обучение. Как форма обучение, это не хорошо и не плохо. Но вот его подача явно хромает. Связано это со спецификой работы, которую педагоги не знают и, соответственно, не учитывают.

С началом карантина я также перевела свою практику в онлайн-формат и работаю так до сих пор. Мне было интересно, насколько комфортно детям быть в терапии и учиться в таком формате. Получилось целое исследование. Уже к маю дети разбились на три группы: те, кому так учиться комфортно, те, для кого форма обучения не важна и те, кто не может учиться онлайн. А вот педагоги и родители в большинстве своем были против такой формы обучения.

– Кому же нравится учиться онлайн?

Это дети со сформированным навыком самостоятельности и ответственности и те, кого «гнобили» в школе. Первым не важно, как дано задание, оно есть и его нужно сделать. Самоконтроль позволяет организовать такую работу дома и делать-сдавать задания регулярно. Вторая группа – дети, подвергающиеся травле со стороны одноклассников или педагогов. Посидев в изоляции от источника хронической травматизации, они расслабились эмоционально и появились силы на обучение. Эта группа с ужасом ждет возвращения в школу.

Кто не может учиться онлайн? Это дети с нарушением внимания, гиперактивные и те, у кого не сформирован навык самостоятельной работы. Одним трудно удержаться перед экраном, если нет внешнего сдерживающего фактора, вторые ничего не могут сами без внешнего «указателя и одобрения».

– Почему учителя против (но не все)?

Первое, на что они жалуются, –   отключенные камеры, не видно лиц. Учителя не привыкли говорить, не видя глаз. А ребенок, выключив камеру, получает возможность уйти от пристального контроля как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Возможность побыть «невидимкой» снимает напряжение с ученика. Но добавляет его педагогу (ведь он не знает, чем занят ребенок сейчас, может его и в комнате нет). Нет возможности проконтролировать, списывают ли дети. Не понятно, как поддержать дисциплину. Почти все, что работало в классе не работает в виртуальном пространстве. Но этот кризис системы для многих стал трамплином в развитии их личных педтехнологий. Я лично знаю преподавателей кому дети устраивали флешмобы «Спасибо» после занятия.

Возмущение родителей тоже понятно. Они вдруг столкнулись с неспособностью их ребенка обучаться самостоятельно. Если раньше развитием детей занималась школа, то теперь родители столкнулись с «правдой жизни». С тем что их любимое чадо не может само сделать даже элементарное задание без «пинающего» или «разжёвывающего» взрослого. «О, нет, – сказали они, – заберите его обратно в школу. Мы не хотим знать такого ребенка.» Воспитывать в ребенке ответственность и самостоятельность – это задача родителей, а не школы. Но мы все работаем 24\7, поэтому оказалось очень удобно отдать ребенка в школу с продленкой. В 8 уехал в 18 вернулся. Все сделано и никакой головной боли! А в новой реальности родители оказались наедине с проблемой организации онлайн-обучения.

– Приспособлена ли человеческая психика к дистанционному обучению?

– Конечно! Это не новейшее изобретение человечества. Дистанционной форме обучения более 100 лет! Она не просто выжила, а обросла новыми формами. Для многих это единственно возможная форма обучения: кто лечится в стационаре, ограничен в передвижении или выбирает ДО из удобства.

– Что произошло с психикой школьников и родителей, когда и всех переключили на дистанционное обучение?

– Все получили огромный стресс. Не забывайте, что дистанционное обучение появилось не само по себе, а как единственно возможная форма обучения в период карантина. Поэтому стресс получился многослойный: карантин, пандемия, ограничения в передвижении, страх заболеть, постоянное присутствие близких дома. Новая форма обучения как данность, и полное отсутствие инструкций у школ как это правильно сделать.

По сути, школа переложила ответственность за контроль обучения на родителей (а где-то и за обучение), создав чаты с прилюдной поркой провинившихся мамы или папы. Не зная, как уложить 45 минут урока в 15-20 минут онлайна (а это норма по САНпинам), учителя увеличили задания на дом в разы. И это по всем предметам.

В свою очередь, родители, желая быть «хорошими», стали «учить» своих детей, не зная, как это делать. И сделали для себя шокирующее открытие — «или мой ребенок дебил, или школа его ни чему не научила». Пришлось нанимать репетиторов, чтоб исправить положение. Но лучше не становилось. Получился замкнутый круг. Учитель требует, чтобы родитель контролировал и требовал, а он, требуя и повышая контроль, вгоняет ребенка в еще больший стресс. Все это сказывается на обучении. Учиться в страхе и тревоге не получается. Учитель, видя, что показатели падают, просит еще поднажать и усилить контроль. Все, круг замкнулся. В стрессе все. Помните в мае-июне ходили по интернету смешные видео с обращениями детей к президенту с просьбой открыть школы, пока мама не убила или к учителю, чтобы та не заболела и забрала его в школу.

– Какие процессы запустило онлайн обучение?

– Расширило наши горизонты. Те, кто хочет учиться вдруг поняли, что расстояние не помеха. Можно учить язык с носителем, можно пройти курс театрального мастерства в Щукинском училище, можно учиться музыке в Московской консерватории. А вот реализация (не форма) этого проекта в школе запустила всеобщий стресс. Я не вижу никакого засилия ДО. По опыту за эти 9 месяцев могу сказать, что обращений с агрессивными вспышками (у детей) стало меньше, а вот с тревогой и депрессивными проявлениями в разы больше. Не формы обучения запускают невротические процессы, а способы реализации этих форм.

– Есть ли будущее у дистанционного обучения?

– Конечно, есть. Более того, если его совместят с традиционным обучением, это будет правильно и полезно. Болеющий ребенок больше не будет пропускать уроки и материал, а сможет обучаться удаленно со своим же классом. Вам не нужно ждать каникул, чтоб уехать в отпуск, гаджет с классом всегда с вами. Вы больше не привязаны к месту проживания, дети из аулов (при условии качественного доступа в интернет) могут заниматься в алматинских школах. Пока это из ряда фантастики. Но для меня опять же встает вопрос реализации. На уровне проектов все выглядит очень хорошо, но пока доходит до реализации, претерпевает массу изменений и от первоначальной версии ничего не остается.

– Что посоветовать родителям?

– Прежде всего, расслабиться. Вы свою школу уже закончили, дайте ребенку закончить свою. Это значит, что вы просто мама или папа. Ваша задача помогать и направлять, а не обучать и контролировать. Пока вы берете на себя обучающе-карающую функцию, вы теряете хорошие отношения со своим ребенком. Или вы будете любить его меньше, если он будет хуже учиться? Подумайте, зачем вам быть «хорошей» мамой. Повышайте мотивацию к обучению. Отдайте ребенку контроль за организацией процесса. Ваша задача – гаджет, хороший (насколько возможно) интернет и место где, ребенку не будут мешать. Все остальное – задача ребенка, если он старше 8 лет. Приходите на помощь, когда вас позовут.

Очень важный момент – режим дня и самоорганизация. Родителям не помешает и самим придерживаться определенного распорядка дня и детям помочь составить расписание занятий и отдыха, таким образом, чтобы время было вашим союзником, а не врагом. Детям нужен отдых! Поэтому хорошие оценки любой ценой – это недопустимая крайность. Вечер должен быть в распоряжении школьника. И, конечно, желательно, чтобы он использовал это время не для сидения в интернете, а для прогулок и физической активности, любимых хобби и общения с близкими и друзьями.

Не забывайте поощрять детей за успехи в обучении. Мотивируйте словом и делом, поддерживая позитивный настрой. И я уверена, вы справитесь с этим непростым периодом в жизни. И может быть даже будете вспоминать об этом насыщенном общением друг с другом времени с ностальгией.

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x