Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Половое воспитание детей

половое воспитание детей Здоровье ребенка

Понятие «половое воспитание детей» имеет гораздо больший охват, чем может показаться на первый взгляд. Это ведь не только секс и все, что с ним связано. Секс-просвет (так в современном мире называют половое воспитание) подразумевает под собой  информирование ребенка об отличиях жизни мальчика и девочки, об особенностях их полового созревания и поведения, а также многое другое.

Как начать вести диалог?

Половое воспитание – это не разовый разговор, а постоянный диалог с ребенком. Сексологи уверяют, что в этом вопросе есть одно простое правило: ребенку нужно давать ровно столько информации, сколько он может понять. Так, например, пятилетнему малышу не нужно объяснять, как происходит процесс полового акта. Достаточно будет правильно реагировать на все его действия. Ведь реакция родителя на поведение ребенка определяет взгляд малыша на происходящее. Если его с годика бьют по рукам, он будет думать, что трогать гениталии – неправильно. То есть у него, грубо говоря, с пеленок сформируется такое представление, что это грязное, запретное место. И конечно же, это будет отражаться на его дальнейшей жизни.

С раннего возраста можно начать объяснять ребенку, в чем отличия между мальчиком и девочкой, как обычно ведут себя дети в зависимости от пола и т. д. Хорошим подспорьем в этом деле могут стать книги и красочные картинки.

При таком подходе ребенок к возрасту 10–12 лет уже будет владеть всей необходимой информацией, считают сексологи. Тогда у него не будет нужды подходить к родителям с вопросами по этой теме. Все дальнейшие знания он сможет черпать из определенной литературы или из других проверенных источников.

Проблема в том, что многие родители боятся сделать первый шаг. А делать его определенно нужно, и даже не ради будущей интимной жизни ребенка. По мнению сексологов, большинство родителей она, в принципе, мало интересует. Здесь на первом месте стоит вопрос безопасности. То есть ребенок должен четко знать, что такое половые органы, где они находятся, как появляются дети, почему одни рождаются мальчиками, а другие – девочками.

Часто от детей можно услышать вопрос: «А как я появился на свет?». Отвечать специалисты советуют примерно так: «Мы с папой полюбили друг друга. У нас семья. А когда у людей семья, появляются дети». Никаких историй про покупку ребенка в магазине, находку в капусте или у порога от аиста быть не должно, иначе доверие к родителям в будущем будет потеряно. Получится, что родители, к которым ребенок может прийти за поддержкой, советом по каким-то вопросам, его изначально обманули.

Почему важна родительская инициатива?

Инициатива данного диалога однозначно должна исходить от родителей, считают сексологи.

Если родитель хочет, чтобы у ребенка было правильное половое воспитание, чтобы он адекватно реагировал на все моменты, касающиеся этой темы, то он в первую очередь сам должен быть подготовлен. Так, нужно как минимум использовать соответствующую лексику, владеть знаниями.

Родителям необходимо взять ответственность за этот постоянный разговор для того, чтобы в будущем ребенок, накапливая эту информацию, понимал, что он всегда может прийти к ним и задать какие-то вопросы по этой теме. Бывает так, что взрослые избегают разговора и отнекиваются, подкидывая ребенку литературу. В связи с этим у сексологов есть вопрос: «А если что-то случится, к кому ребенок пойдет за помощью или советом, к книжке?».

Откровенно говоря, к такому диалогу стремится большинство современных родителей, у которых не было полового воспитания. Ведь раньше об этом не упоминали ни в школе, ни дома.

Кому из родителей вести диалог?

Когда речь идет о половом воспитании, не существует таких правил, что с дочками на эту тему должна разговаривать мама или любая другая женщина, а с сыновьями – папа или другой человек мужского пола. Во-первых, говорить с ребенком должен тот родитель, который может завести с ним диалог на эту тему. А во-вторых, это должен быть человек, которого хочет слышать ребенок, то есть тот, с кем ему комфортно взаимодействовать. Глядя на эти два пункта, необходимо взвесить все «за» и «против» и определить говорящего. Потому в данном вопросе не нужно делать выбор исключительно по половому признаку.

Этапы формирования психосексуального развития

1 этап: до 5 лет

2 этап: от 5 до 13 лет

3 этап: от 13 до 26 лет

На первом этапе происходит понимание собственного «я». В возрасте до 5 лет ребенок идентифицирует себя по полу, понимает, кто он – мальчик или девочка – и в чем между ними отличие. Все необходимые знания, которые требуются ребенку для самоидентификации, должны быть им получены от родителей. Здесь есть отличие западных тенденций от подходов стран СНГ. Но если подойти к этому вопросу объективно, не категорично, их можно совместить. К примеру, мальчику нужно объяснить, что юбки и платья носят девочки, но при этом не нужно впадать в крайности и запрещать ему играть с куклой. Ничего плохого в этом нет, если в будущем родители хотят видеть в нем хорошего отца.

На втором этапе ребенок начинает проявлять свое поведение. Дети уже понимают, как ведут себя мужчины и женщины в обществе. И присоединяют себя к определенной группе в зависимости от пола.

На третьем этапе обычно люди изучают информацию, а затем практикуют прочитанное. Например, ребенок узнал, что такое платонические отношения, и решил попробовать. До 26 лет этот опыт накапливается, который в дальнейшем, конечно, может изменяться, но к этому возрасту личность формируется с определенными взглядами в области секса и отношений.

С подростками о сексе

Иногда родитель приходит к этой теме поздно. Когда он сталкивается с подростком, который и так все знает, уже большой ребенок может слишком категорично отреагировать. И в принципе, для того чтобы ребенок получил качественную, достоверную и нужную информацию, желательно начать «взрослый» разговор в возрасте от 9 до 11 лет. Родителю может казаться, что он еще маленький, он еще не готов, это его травмирует. Но необходимо понимать, что естественная реакция «отрицание» – совершенно нормальная. И если с маленькими детьми можно открыть книгу и прочесть ее, включить фильм и вместе посмотреть, то с подростками найти общий язык тяжелее.

Как вариант, можно привлечь к беседе стороннего человека, не члена семьи. Так как обычно неблизкому человеку проще установить контакт с чужим ребенком. Ребенку-подростку тоже может быть комфортнее поговорить с кем-то со стороны. Но даже при таком варианте родители сами должны проинформировать своего ребенка до 9 лет о менструациях, ночных поллюциях, контрацепции и т. д. Частую ошибку родители совершают тогда, когда думают, что начнут говорить об этом, когда все уже произойдет. Некоторые родители думают, что если они что-то расскажут, то ребенок обязательно захочет это попробовать. Но статистика свидетельствует об обратном. В странах, где в детских садах и  школах преподают половое просвещение, дети, наоборот, оттягивают вступление в интимную жизнь. Также в эти странах подростки умеют предохраняться и делают это осознанно. К примеру, в Дании 9 из 10 подростков при первом половом акте используют презерватив. А это – сокращение случаев нежелательной беременности у подростков, уменьшение количества ВИЧ-инфицированных.

Поцелуи и другие прикосновения

Все поцелуи, исходящие от родителей в отношении ребенка, нормальны в любом возрасте. Но у всего есть границы. Потому, начиная с возраста 3–4 лет, ребенка нужно спрашивать, комфортно ли ему, когда мама или папа целует его. Нужно объяснить малышу, что его тело принадлежит только ему и он имеет право сказать «нет». Расскажите ребенку, что никто не имеет права прикасаться к его телу без согласия, за исключением ситуаций, когда врачу или родителю необходимо его осмотреть. Это формирует правильное отношение к своему телу во взрослой жизни. А также ребенок с самого маленького возраста научится защищать свои личные границы и четко говорить «нет».

Литература для взрослых и детей

Для мальчиков и девочек от 2 до 5 лет подойдет книга «Мое тело, мои чувства» Д. Рюбель. В возрасте от 4 до 7 лет можно прочесть работу Р. Г. Харрис «Давай поговорим про это». Детям 7–9 лет интересны будут «Энциклопедия сексуальной жизни», а также «Тайны анатомии» К. Доннер. Женщинам и девочкам от 12 лет полезна будет книга «Ты имеешь значение», авторы К. Макавинта и А. В. Плайм. Девочкам и мальчикам от 16 лет рекомендуется прочесть работу Д. Паркера «Очень женские дела». Родителям также полезно будет прочесть «Код тинейджеров» Р. Годфрея.

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x