Прошлой осенью недалеко от моего дома, на улице Тимирязева (г. Алматы) были установлены тренажеры для занятия спортом. Часть обычных тренажеров, часть с табличкой – «для инвалидов». Дети, родители, бабушки, дедушки – все с радостью облепливают «железных коней» и укрепляют свое здоровье. Теплыми вечерами даже приходится стоять в очереди, чтобы позаниматься.
В то же время тренажеры для инвалидов одиноко стоят и покрываются ржавчиной, не выполняя своего предназначения. Ни разу, проходя мимо, я не видела ни одного человека, занимающегося в этой части спортивной площадки. Размышляя об этом, я поняла, что вообще очень редко вижу людей-инвалидов на улицах нашего города. Их не увидишь в магазине, не встретишь в парке, они даже не сидят на лавочке во дворе. Я точно знаю, что они существуют, но тогда где они все и почему их почти невозможно встретить на улице?
Все мы на самом деле знаем или догадываемся, где и почему прячутся эти люди, разве я не права? Большинство из них проживают свои дни, не выходя из квартиры, с тоской глядя в окно. Возможно, некоторые с радостью прогулялись бы по городу, сходили за покупками, но вот подъезда для колясочников , к примеру, не найти, а вынести на руках некому. Как же человеку с ограниченными физическими способностями добраться добраться до этих несчастных тренажеров? Тренажеры поставили, а путь к ним продумать забыли. Вот они и пустуют.
Все люди на земле разные
Редко встретишь на улицах и тех, кто имеет проблемы со слухом, зрением, другими заболеваниями. «Особенные» люди автоматически лишаются общения со здоровыми людьми. Они живут обособленно, своим кланом. Дети с особенностями в развитии учатся в специальных интернатах, в окружении «себе подобных». Они будто существа, не имеющие к нам, к ЛЮДЯМ, никакого отношения. Эти существа живут в своем закрытом мирке и не желают пускать туда посторонних, да и посторонние не рвутся в гости. Но не кажется ли вам такое разделение неправильным? Все люди на земле разные, уникальные как внешне, так и внутренне. Но одно у нас общее: мы все имеем душу и тело. Привычка судить по внешнему (по телу) и порождает такое разделение в обществе. А общество, разделенное внутри, никогда не устоит в бурю. Решая, кого записать в ряды правильных, а кого в ряды неправильных, сами того не понимая, мы становимся духовными инвалидами, что гораздо страшнее физических отклонений.
Мы не поняли или забыли, что гораздо важнее в человеке его внутреннее – его душа. Человек, не подходящий под общие критерии физической нормальности, может быть гораздо добрее, умнее и красивее внутренне. Вот что нужно ценить и уважать. Меня очень радует, что сегодня в нашем обществе то тут, то там пробуждаются люди, которые осознали и поставили на первое место личность. Те, кто готов принять, а не оттолкнуть людей с особыми потребностями. Те, кто сменил жестокость на доброту и понимание, безразличие – на желание помочь. Благодаря таким людям в нашей стране появляются школы, спортивные учреждения, которые теперь не разделяют, а объединяют нас всех. Здесь «особенные» и здоровые дети учатся жить, контактировать и получать знания вместе. В этих школах все перевернули с головы на ноги, так, как это должно быть.
Часть школы
И вы знаете, наше общество еще не совсем запущено и потеряно, мы, оказывается, можем быть добрыми и чуткими. В этом я убедилась, когда посетила одну из алматинских общеобразовательных школ, в которой как раз и учатся дети с проблемами со здоровьем вместе со здоровыми детьми. Такое совместное образование называется инклюзивным. Директор Анисимова Екатерина Николаевна, очень душевная и приятная женщина, рассказала о том, как все начиналось, через какие трудности пришлось пройти учителям, родителям и детям, прежде чем они все вместе добились сегодняшних результатов. Ведь никто не был готов к такому объединению. В нашей стране 5 лет назад не было курсов для подготовки учителей, поэтому эти отважные люди методом своих проб и ошибок учились тому, как вести себя в классе, где есть «особенные» дети.
Была проведена работа с ребятами, которым предстояло учиться вместе. Поскольку они маленькие, первоклашки, и в них еще не сформировалась привычка разделения, они смогли легко принять и помогать одноклассникам с особыми нуждами, они не придавали никакого значения физическому отличию. Сегодня эти дети заканчивают 5-й класс, между ними нет никакого отличия, они все нормальные и успешные. «Особенные» дети влились в коллектив и довольно комфортно себя в нем чувствуют. Они не ждут, что в них будут тыкать пальцем или шептаться за спиной. Из замкнутых, всего боявшихся детей каждый из них превратился в полноценную, уважающую себя и других личность.
Часть родителей
Главную роль в социализации своего ребенка сыграли родители, которые не замкнулись, не стали прятаться, а изо всех сил старались бороться за жизнь и место в этой жизни для своего ребенка. И они правы, потому что каждый ребенок достоин школы. Екатерина Николаевна рассказала, как мама одного ученика их школы, узнав об открытии инклюзивных классов, делала все, чтобы ее сын мог учиться. Каждое утро она возила его в школу из поселка Узынагаш. Чтобы приехать к первому уроку, им приходилось просыпаться раньше, чем просыпаются петухи. Досыпал ребенок уже в машине. Родители другой девочки, узнав об инклюзивной школе, бросили все и переехали в Алматы из Жезказгана. И если им достался «особенный» ребенок, то сражаться за его права и нормальную жизнь они решили до конца.
Одним из условий обучения «особенных» детей в общеобразовательной школе является присутствие родителей (или тьюторов) на всех уроках. Поэтому мамы и папы вооружились школь-ными принадлежностями, сели за парты и учились вместе с детьми. В один прекрасный день такие самоотверженные и упрямые родители получили свое вознаграждение – ребенок освободился от комплексов, стал открытым, общительным, завел друзей и живет обычной, полноценной жизнью.
Мы вместе с Екатериной Николаевной плакали, когда она вспоминала, как мама девочки с кохлеарным имплантом (такие дети по причине глухоты (диагноз – тугоухость 3,4 степени. – Прим. ред.) имеют проблемы с речью),прочитав в дневнике дочери замечание учителя: «Ваша дочь болтала на уроке!», счастливая, прибежала в школу с тортом и устроила по этому поводу чаепитие. Ее дочь перестала стесняться и начала разговаривать – это же праздник! Боявшиеся просто разговаривать, дети, благодаря благоприятной атмосфере и правильному подходу учителей и родителей к образованию, выступают с докладами на публике. Разве это не чудо?! А ведь так и должно быть в здоровом обществе.
Часть общества
Задача взрослых – не решать, кто из детей вправе учиться, а кто нет, а создать такую школу и такое инклюзивное общество, в которых будет комфортно учиться и жить каждому. Общество – это не кто-то, это мы с вами. И на нас лежит ответственность за благополучие наших детей, нашего города, нашей страны. Верю, что, начав с малого, мы сможем объединиться и создать условия для жизни всем людям независимо от их физического и материального состояния. Начнем учить своих детей духовным ценностям, правильным приоритетам, уважению к другим людям, пока они еще маленькие.
Давайте меняться сами и менять мир вокруг себя. Перестанем препятствовать тому, чтобы наши здоровые дети учились с «особенными» детьми. От этого наши дети не пострадают, а только выиграют. Во всех нас живет любовь, пора разбудить ее и начать отдавать, пора запустить обратный процесс: от безразличия и бездействия – к пониманию и заботе. Пусть в нашем городе все больше открывается инклюзивных школ, инклюзивных спортивных секций и многого другого, что объединяет, а не разделяет, что излечивает от ран, а не наносит новые, что поднимает, а не унижает, что дает желание детям жить.
Детский голос
Конечно, поговорив с директором, которая с гордостью рассказывала о достижениях своих «особенных» учеников, я не могла не встретиться с самими детьми. В кабинет вошли совершенно нормальные, красивые, улыбающиеся девочки 5-го класса – Жансая и Регина. Если бы меня не предупредили, что они совсем не слышат без аппарата, я бы и не догадалась, что у них есть проблемы. «Мне очень нравится эта школа, мои одноклассники и учителя. Здесь я совсем забываю о своей болезни. Никто не выделяет меня, все общаются со мной как с обычным человеком, ведь я такая и есть», – с улыбкой рассказывает Жансая.
«Я хочу доучиться в этой школе до конца, здесь хорошо и уютно, я не чувствую себя одинокой, у меня есть подруги. А еще недавно в школу привезли FM-системы для тех, кто пользуется кохлеарным аппаратом. Теперь мы слышим гораздо лучше, не мешает эхо и посторонние шумы, а главное – мы слышим голоса такими, какие они есть на самом деле, а раньше все голоса были, как голос робота. Спасибо тем, кто о нас позаботился!» – благодарит Регина.
Голос родителей
Рассказывает мама Ани Литвиновой (диагноз – ДЦП), Татьяна Литвинова.
«Немалые усилия пришлось приложить для того, чтобы моя дочь не была лишена права на образование. Почему-то в нашем обществе считается, что больным детям с особыми нуждами вовсе не нужно образование. Нам предлагают элементарную, облегченную программу. Мы на это согласны не были. Моя дочь, как и все остальные болеющие дети, достойна хорошего образования. Сегодня Аня учится в 5-м классе частной школы вместе со здоровыми детьми. Учится она хорошо, старается. Когда мы пришли в первый класс, дети приняли ее без проблем, они не замечали и не понимали ее отличие, помогали.
Но сейчас класс расформировали, Аня пришла туда, где ее никто не знает, дети уже достаточно взрослые, не подготовленные к тому, что Аня другая. Трудно всем. Бывает, что дочка приходит домой в слезах, непонимание и отвержение имеет место быть, но мы не намерены сдаваться и опускать руки. У нас большие планы, связанные с учебой. У Ани много талантов, она занимается спортом, входит в параолимпийскую сборную, занимает призовые места в соревнованиях по плаванию. В школе на праздниках она не участвует в представлениях и на концертах, потому что не может танцевать, как другие и т.д. Но зато она участвует в театральной студии для детей-инвалидов, там она выступает очень хорошо.
Сейчас мы будем прилагать все усилия для того, чтобы Аня поступила в 7-й класс в школу Назарбаева. Пока в этой школе нет ни одного ребенка с такими проблемами со здоровьем. С какими трудностями и проблемами нам придется столкнуться, еще неизвестно, об этом я расскажу через год, когда будем поступать в НИШ».
Давайте не будем мешать и преграждать путь к образованию детей. Они имеют право на полноценную и счастливую жизнь. Мы желаем тем, чьи «особенные» дети сегодня готовятся поступать в школу, удачи, упорства и много сил. Пусть вас встретят с пониманием, добротой и любовью!