Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Дети и новые технологии: сложности взаимоотношений

Дети и новые технологии Здоровье ребенка

Кого сегодня удивит малыш, лихо орудующий компьютерной мышкой? И действительно, как много нового появилось со времен нашего детства! Правда, и проблема, как не дать ребенку слишком увязнуть во всем этом, стала более существенной.

Новые технологи и дети

Раньше все было просто – пара детских передач по телевизору за весь день, вот и весь выбор.Сейчас же ребенок может смотреть телевизор практически круглосуточно. При этом далеко не все увиденное бесполезно-развлекательного характера. От этого у родителей возникает масса вопросов: стоит ли ограничивать просмотры, ведь и польза от передач про животных или, например, про разные страны мира, вполне очевидна? Или как запретишь сыну прикасаться к компьютеру, если у соседей ровесник уже давно с ним на «ты»? Не хочется, чтобы ребенок в чем-то отставал от других. Хотя врачи не очень все это приветствуют. Почему? Да потому, что человек все-таки не робот, и количество информации, которое он может переработать, имеет свои пределы. Тем более если речь идет о ребенке. Моральную и физическую перегрузку от внедрения в жизнь детей компьютерных новинок отмечают врачи самых разных специальностей.

Сферы негативного влияния

Что же попадает «под прицел» в первую очередь?
  • Нервная система. Гонять на машинках или убивать бандитов – все это как будто понарошку… Но учтите, что у детей так не бывает: они погружаются в игру полностью. То же касается и информации с экранов телевизора. Психологи отмечают, что опасность для детей представляет не только то, что дети смотрят сами, но и то, что может присутствовать в жилом пространстве в качестве обыденного фона. Новостные передачи, как правило, имеют тревожную направленность, к тому же в сжатой форме охватывают сразу много событий, все это по дается серьезным тоном и быстрым проговариванием дикторами. Если вся эта информация ежедневно прослушивается ребенком, даже просто в качестве фона, то не стоит удивляться полученным в результате неврозам в виде тиков различного характера, задержкам в развитии речи или просто истощению нервной системы. В результате ребенок не высыпается, становится вялым, малоактивным или, напротив, гиперактивным – в зависимости от исходного статуса вегетативной нервной системы – ведь «рвется там, где тонко». У детей, чрезмерно увлекающихся компьютерными играми, появляются еще и проблемы в общении со сверстниками: притормаживается развитие и психики, и речи по простой причине – не хватает опыта.
  • Зрение. Если раньше офтальмологи просили ограничить просмотр телевизора, то сегодня им приходится признать, что это еще не самое большое зло для детских глаз. Появившиеся игры на телефонах, игровые приставки типa PSP, планшеты и компьютеры способны «расправиться» с изначально хорошим зрением намного быстрее. Ведь по сравнению с телевизором эти игрушки располагаются гораздо ближе к глазам, а значит, и перенапряжение аккомодации (способности глаза к приспособлению) происходит намного быстрее. Наиболее частая проблема со зрением у детей – миопия (близорукость) – стала масштабнее и значительно «помолодела». И если несколько лет назад офтальмологи даже гордились своим «контингентом», т.к. зачастую это были редкие экземпляры – отличники, слишком много читающие дети, то сегодня успехи в учебе и плохое зрение никак не связаны между собой. Вообще близорукость сегодня вполне можно назвать болезнью цивилизации: человек всем своим поведением демонстрирует, что глаза ему нужны преимущественно для работы на близком расстоянии, и организм нашел способ ему в этом угодить. Он «настраивает» глаза в нужном русле: ведь при миопии совсем не проблема нормально читать, писать и… конечно, пользоваться компьютером! А то, что происходит сбой, когда становится необходимым разглядеть номер автобуса или лица актеров на концерте, – ну, извините, о том, что это потребуется, организм никто не предупреждал, так что и не в чем его винить! Слишком часто от него требовали другого. Это и есть типичная болезнь цивилизации, то есть полностью взрощенная нами самими.
  • Опорно-двигательный аппарат. Сниженная двигательная активность, вынужденная поза… И вот уже развиваются сначала просто слабость скелетной мускулатуры, затем – нарушение осанки, далее – сколиоз. А это уже не столь безобидно – помимо искривления позвоночника, смещаются и внутренние органы, что, естественно, затрудняет их работу. При этом, конечно же, жить как в каменном веке и полностью избавляться от техники в доме – тоже не выход. Просто нужно найти золотую середину – чтобы и пользу из всего этого извлечь, и здоровьем не поплатиться.
Возрастные нормы
  • Ребенок до года Большинство специалистов сходятся во мнении, что до этого возраста ребенка совершенно незачем усаживать перед телевизором. Тем более – перед компьютером. Часто этим пользуются мамы для кормления «малоежек»: красочная реклама с экрана телевизора в таких случаях действительно способна творить чудеса – малыш покорно открывает рот, забывая упрямиться, и во все глаза рассматривая все, что ему предлагают. Всего лишь пара рекламных пауз, и миссия уже выполнена – тарелка пуста! Но будем честны – кому облегчается таким образом жизнь? Только нам, родителям. Тем более не факт, что чем больше (и быстрее) съедено, тем лучше для ребенка. А отвыкнуть от «каш с телевизором» будет очень трудно!
  • 2–3 года. Для такого возраста уже вполне можно подобрать подходящие телевизионные передачи. Допустимая продолжительность – 10–15 минут. Разрешено повторение временной нормы дважды в день – утром и вечером. Что касается компьютера – пока табу. Для глаз это слишком близко, так что при выборе в качестве средства для просмотра чего-либо между телевизором или ноутбуком – предпочтение отдается первому.
  • Дошкольный и младший школьный возраст. Допустимое время просмотра телевизора уже составляет около 1 часа. Конечно, по смысловой нагрузке – пока жесткий ценз: только добрые фильмы и познавательные передачи. И, наконец, в жизнь малыша допустимо аккуратно вводить компьютер. Для дошкольников при этом существуют самые настоящие медицинские противопоказания: ребенок не должен находиться на учете у офтальмолога или невролога. При этом если компьютер лишь дублирует телевизор (просмотр мультфильма, например), то выбор опять же в пользу телевизора. Если же речь идет о каких-то развивающих программах, которые возможны только на компьютере, то допустимое время для дошкольника – около 10 минут. Для младшего школьника – 15 минут или же 2 раза в день по 10 минут.
  • Подростки. Про них даже страшно писать: они уже «сами с усами» и, конечно, рассмеются в лицо, заяви мы им, что норма пребывания подростка за компьютером – 30 минут в день. А ведь именно эту цифру называют специалисты. С телевизором проще – смотреть его старшим школьникам можно и полтора часа, можно даже добавить еще полтора часа в течение дня, если подросток располагает достаточным количеством свободного времени, например, находится на каникулах. Но как раз телевизор-то привлекает современных подростков в меньшей степени. Масла в огонь подливают и учителя – многие задания связаны с работой на компьютере, поиском информации в интернете – вот они, допустимые 30 минут, и растаяли. Еще и не хватит, скорее всего. А теперь скажите, как можно представить жизнь современного подростка без социальных сетей?!
Ищем выход
  • Для того чтобы иметь возможность ограничивать для ребенка просмотр телевизора, в семье нужно принять правила, распространяющиеся и на взрослых: телевизор не должен быть постоянным фоном, который сопровождает завтраки-ужины и вообще всю жизнь. Включать телевизор необходимо лишь предварительно выбрав то, что интересно: смотрите именно эту передачу, а затем – выключаете телевизор. Также не стоит устанавливать телевизор в спальне и детской комнате, смотреть его в темноте. Проверьте и расстояние до экрана – оно должно быть не менее 2 метров. — Оговаривайте условия заранее. Если вы заявите, что «все, на сегодня хватит», когда ребенок максимально увлечен, конфликт неизбежен. Правила устанавливаются сразу: например, «один мультфильм вечером». Или: «занимаешься на компьютере, пока стрелка часов не будет там-то и там-то». Маленьким можно ставить песочные часы. — Старайтесь принимать участие в том, что ребенок смотрит, – попросите нарисовать персонажа мультфильма, пусть малыш перескажет или объяснит, что ему понравилось, а что – нет.
  • Со сложной темой взаимоотношений подростков и компьютера лучше поступить так: объяснить «сферы влияния» на организм этого чуда техники и не договариваться столь категорично: «полчаса в день и выключай!», а настраивать на необходимость обязательных перерывов в работе. Допускается непрерывное сидение за компьютером в течение только 15 минут, а затем нужна обязательная смена деятельности. В идеале – прогулка. Если это утопично, тогда хотя бы необходимо перевести взгляд на самые дальние предметы. Например, смотрим в окно, разглядываем деревья на горизонте, или антенны на высотке. Уборка в комнате – тоже приемлемый вариант. Да и обычное выполнение домашнего задания никто не отменял. Попробуйте донести подростку суть требований: это не ваш каприз, а необходимая забота о его здоровье. В общем, хотя периодом времени для работы за компьютером в 30 минут вряд ли удастся ограничиться, все же полноценные перерывы с этом процессе минимизируют вред, хотя бы для органов зрения и опорно- двигательной системы. Главное условие – всегда стараться договориться с ребенком по- дружески, иначе «запретный плод» станет слишком сладок!
ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x