Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Олигофрения

олигофрения Здоровье ребенка

Олигофрения относится к сбоям в развитии психики, психическому дизонтогенезу. По сути, это умственная отсталость с выраженным снижением интеллектуальных способностей и нарушением эмоционально-волевых качеств. Такая патология, чаще всего,  диагностируется у детей дошкольного возраста. Больше половины случаев являются врожденными пороками, но обнаруживаются только ближе к трехлетнему возрасту. В первый год жизни ребенка, обычно,  выявляется только тяжелая форма олигофрении. К сожалению, заболевание неизлечимо, восстановить функции головного мозга до полноценного состояния невозможно.

Статистическая информация

По статистике умственной отсталость (УО) страдает около 1% населения планеты. При этом на тяжелую форму заболевания приходится 5%, умеренную – 10%. В остальных случаях диагностируется легкая форма олигофрении. Интересно, что по оценке специалистов часть потенциальных пациентов не состоят на учете. Это объясняется слабо выраженными симптомами болезни и удовлетворительной адаптацией больных в социуме. Что касается гендерной принадлежности, девочки страдают патологий в 2 раза реже, чем мальчики.

Причины патологии

По факту, существует четыре группы факторов, влияющих на развитие умственной отсталости. Во-первых, генетические нарушения, из-за которых ребенок рождается уже больным. Они обусловлены:

  • Тератогенным воздействием на плод. Разумеется, сюда относят алкогольную и наркотическую зависимость беременной женщины. А также венерические болезни и вирусные инфекции, перенесенные в перинатальный период. Особую опасность представляет сифилис, половой герпес, вирус краснухи и герпес 4 типа, иначе цитомегаловирус.
  • Хромосомными аномалиями. К ним относятся геномные патологии, вызванные синдромами Дауна, Прадера-Вилли, Ретта, Вильямса, Ангельмана. Кстати, именно генетические нарушения провоцируют самую тяжелую форму умственной отсталости.

Во-вторых, олигофрения может стать результатом:

  • Преждевременного появления ребенка на свет. При недоношенности интеллект страдает из-за недоразвития всех систем организма.
  • Осложнений при родоразрешении. Главным образом, повреждения центральной нервной системы, возникающие из-за асфиксии и гипоксии. Проще говоря, удушья и критического падения уровня кислорода у ребенка (во время сложных родов).

В-третьих, умственная отсталость развивается на фоне болезней головного мозга. В частности менингита, энцефалита, а также поражение мозговых структур, полученные в результате травмы черепа.
В-четвертых, олигофрения может быть результатом недостаточного участия родителей в развитии ребенка, так называемой, педагогической запущенности. Как правило, подобная ситуация складывается в неблагополучных семьях.

Классификация олигофрении

Надо сказать, что традиционные степени тяжести олигофрении, предложенные немецким психиатром Э. Крепелином, сегодня устарели. Из-за стигматизации названий врачи и педагоги отказались делить нездоровых детей по категориям дебильность, имбецильность, идиотия. Сегодня приняты новые (уже не три, а четыре) степени болезни:

  • легкая с коэффициентом интеллекта (IQ) от 50 до 69;
  • умеренная с IQ от 35 до 49;
  • тяжелая IQ = 20-34;
  • глубокая IQ < 20.

В более сложной градации, используемой профильными специалистами, учитывается уровень других нарушений. Например, когнитивных функций (памяти, внимания, логического мышления, обучаемости).
Иногда, встречается клинико-физиологическая классификация, разработанная психологами С.С. Мухиным и Д.Н. Исаевым. С их точки зрения, олигофрения делится на атоническую, дисфорическую, теническую, а также  астеническую.

Симптомокомплекс УО

По правде говоря, олигофрения характеризуется не только низким уровнем интеллекта. Поражение мозга отражается на эмоционально-волевых качествах. Переживания, часто, поверхностные и нестабильные. Примечательно, что в первые минуты после яркого события эмоции гипертрофированы, но быстро забываются.  Любые желания – это не что иное, как сиюминутная эмоциональная реакция. К долгосрочному планированию и целеполаганию такие дети не способны.
Отклонения в развитии психики особенно сказываются на таких способностях, как:

  • восприятие, анализ, запоминание информации;
  • концентрация внимания на задаче;
  • построение логических цепочек;
  • разграничение главного и второстепенного.

В большинстве случаев, больные дети страдают неврологическими расстройствами и нарушением двигательных функций.

Конечно, при легкой степени болезни симптомы выражены менее ярко, чем при тяжелой форме. Тем не менее, невооруженным глазом видно, что ребенок не может сосредоточиться, сделать вывод, легко отвлекается. Помимо этого, для больных детей характерно стойкое ухудшение настроения (гипотимия), депрессивные наклонности, постоянное недовольство. Функции памяти у них сводятся к фиксированию только простых данных. К примеру, адрес, имя, название. Лексикон заметно ограничен. Пациенты используют короткие фразы, а при попытке построить сложноподчиненное предложение начинают путаться, злиться. Ребенок с олигофренией тяжело обучается, но легко поддается влиянию. С трудом научившись читать, часто, не понимает смысл прочитанного текста. При этом, плохо воспринимает критику, на замечания может среагировать слишком резко, а иногда и агрессивно.

Кроме этого, умственно отсталые люди испытывают  трудности с выполнением будничных задач. В частности, им тяжело приготовить поесть, прибраться, подобрать одежду по погоде.

Что касается физического развития – это сугубо персональная характеристика. Одни больные  отличаются не дюжей силой, другие – слабо развитой мускулатурой, астеническим телосложением.

Осложнения умственной отсталости

Олигофрения может осложняться, как ментальными расстройствами, так и соматическими заболеваниями. К психоповеденческим нарушениям относятся:

  • импульсивные идиотические поступки (битье головой о стену, стол);
  • немотивированные приступы смеха или плача;
  • стремление к нанесению самоповреждений (царапанье кожи, вырывание волос, срывание ногтей).

Из соматических болезней можно выделить инфекции кожи, пневмонии. Риск развития напрямую зависит от качества патронажного ухода за пациентом с тяжелой формой УО.

Диагностика

Учитывая возможность генетического происхождения умственной отсталости, в первую очередь, подробная диагностика необходима будущей маме. Беременной женщине ни в коем случае нельзя пропускать плановые перинатальные скрининги. А также дополнительные исследования, если гинеколог считает их необходимыми.

Что касается определения олигофрении у самих пациентов, используют аппаратные, лабораторные и психолого-педагогические методы диагностики. К первой категории относятся различные исследования головного мозга. Причем, как его структурного состояния, так и функциональных реакций и возможностей. К распространенным методам можно отнести:

  • томографию, как компьютерную, так и магнитно-резонансную;
  • обычный рентген черепной коробки;
  • электроэнцефалографию и эхоэнцефалоскопию (ЭЭГ и ЭхоЭГ, соответственно).

Бесспорно, пациента нужно проверить на наличие хромосомных патологий. С этой целью проводят ряд цитологических анализов крови на определение кариотипа. Кроме кариотипирования, кровь исследуют на бактерии бледной трепонемы. Их наличие у маленьких детей подтверждает врожденный сифилис.

Поскольку олигофрения сопровождается неврологическими заболеваниями, перечень медицинских обследований может быть значительно расширен.

В психолого-педагогической диагностике используют различные тесты, направленные на оценку когнитивных функций. Так же врач обстоятельно беседует с пациентом, проверяя лексикон, способности к аналитическому, логическому, абстрактному мышлению.

Кстати, наибольшую популярность завоевал, так называемый, тест Веллера на уровень IQ. Параллельно применяются другие авторские методики. Например, метод Равена, гештальт-тест Бендера, метод Кноблоха.

Нужно добавить, что при выявлении УО проводится дифференциальная диагностика по отношению к шизофрении, аутизму, слабоумию.

Лечение

Как уже отмечалось, олигофрения относится к неизлечимым заболеваниям. При ранней диагностике возможна некоторая коррекция отставания в развитии психики. Медикаментозное лечение заключается в приеме ноотропов, мягких психостимуляторов, витаминно-минеральных комплексов.

Основной задачей психотерапии, по сути, является ресоциализация  и  обучение пациента навыкам самообслуживания. Чтобы достигнуть положительной динамики, необходимы совместные усилия психолога, невролога, психиатра, дефектолога, логопеда и других специалистов. Наиболее важной частью поддерживающей терапии считается обучение родителей общению с больным ребенком. Кроме того, большое значение имеет общение ребенка со сверстниками. Чаще всего, оно происходит в специальных группах (классах) коррекции. Разумеется, план лечения составляется персонально, с учетом нюансов степени УО и физиологии пациента.

Что качается прогностической оценки, благоприятное развитие можно ожидать только при легкой степени олигофрении. Обычно, такие дети получают базовое образование в спецшколе, профессию, не требующую сложных умственных усилий. Они владеют навыками элементарного самообслуживания и общения с окружающими.
Больные с тяжелой формой УО нуждаются в круглосуточной патронажной опеке.

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x