Для многих родителей первоклассников приближение осени связано не только с торжественным событием – поступлением ребенка в школу, или как говорится: «Первый раз в первый класс» – но и некоторыми страхами и сомнениями: насколько гладко пройдет его адаптация к новой жизни?
Для того чтобы избежать тяжелых моментов адаптации к школе, детский психолог Попова Оксана Федоровна советует заранее подготовиться к сложностям, которые могут возникнуть. При этом подготовка должна касаться как ребенка, так и его родителей.
- ЭЗ: Оксана Федоровна, каким образом родители могут сгладить сложности периода адаптации ребенка к школе?
- ЭЗ: С какими трудностями чаще всего сталкиваются первоклассники?
- ЭЗ: Как родители могут понять, что адаптация проходит благополучно или, напротив, что ребенку требуется дополнительная помощь?
- ЭЗ: Сколько длится период адаптации?
- ЭЗ: Чем ребенку могут помочь родители?
- ЭЗ: Что делать, если у ребенка возникают трудности при общении с учителем?
- ЭЗ: Как правильно организовать выполнение домашнего задания?
- ЭЗ: Многие дети сейчас не посещают детский сад. Как это обстоятельство отражается на процессе адаптации?
ЭЗ: Оксана Федоровна, каким образом родители могут сгладить сложности периода адаптации ребенка к школе?
– В первую очередь, необходима максимально комфортная психологическая атмосфера в семье. Родителям следует проявлять искренний интерес к учебе ребенка, к его новым друзьям, интересоваться его настроением, поддерживать его уверенность в себе и собственных силах. Если этого не делать, то негатив первых месяцев в школе может перерасти в неприязнь ко всему обучению.
ЭЗ: С какими трудностями чаще всего сталкиваются первоклассники?
– Ребенок попадает в новый коллектив, он сталкивается с необходимостью выстраивать отношения с одноклассниками и учителями. К сожалению, опыт показывает, что не все дети к этому готовы. Некоторым первоклассникам, даже обладающим высоким уровнем интеллекта, тяжело даются возросшие нагрузки. Труднее всего приходится шестилеткам. Многие из них пока не способны подчиняться школьному режиму, сидеть на уроке тихо, выполнять домашнее задание, сдерживать свои мысли и эмоции во время объяснений учителя и так далее. Не всегда воспринимают и признают позицию учителя дети, привыкшие к свободным отношениям в семье.
ЭЗ: Как родители могут понять, что адаптация проходит благополучно или, напротив, что ребенку требуется дополнительная помощь?
– В первую очередь, об этом будет свидетельствовать настроение ребенка: если ему нравится ходить в школу, он не испытывает трудностей и страхов, то все в порядке. Обратите внимание и на то, как ребенок справляется со школьной программой. Если обучение дается с трудом, родители должны всячески поддерживать малыша, ни в коем случае не критиковать его и не сравнивать с другими детьми. Следующий признак – самостоятельность ребенка. Помните: помогать ребенку в выполнении домашних заданий нужно только после нескольких его неудачных попыток сделать все самостоятельно. И самый важный признак – это удовлетворенность ребенка межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.
При дезадаптации (чаще всего ей подвержены ослабленные дети) ребенок может быть расторможен – он отвлекается на уроках, капризничает дома, или напротив, чересчур скован – старается быть незаметным, при малейшей неудаче плачет. В особо сложных случаях у ребенка может нарушиться сон, аппетит, иногда поднимается температура и обостряются хронические заболевания. Может даже проснуться интерес к игрушкам, играм или книгам для очень маленьких детей.
ЭЗ: Сколько длится период адаптации?
– Согласно статистике, половина первоклассников адаптируется в течение первого полугодия, остальным требуется больше времени. Все зависит от индивидуальных особенностей школьника, его психологической подготовленности к переменам, а также от состояния его здоровья, уровня физического развития. Самый сложный период – первые 4–6 недель, у ослабленных детей – 8 недель. Примерно на 2–3-й неделе обучения происходит процесс «физиологической бури», когда организм ребенка подключает все свои ресурсы для того, чтобы справиться с возросшими нагрузками. Если резервов организма не хватает, ребенок может заболеть. Этим объясняются частыепростудные заболевания первоклассников в сентябре. Далее начинается этап неустойчивого приспособления – организм ребенка находит более-менее приемлемые реакции на изменившиеся условия. Завершающая стадия – период относительно устойчивой адаптации, когда организм уже настраивается на новый режим и реагирует на нагрузки меньшим напряжением.
ЭЗ: Чем ребенку могут помочь родители?
– Успех адаптации ребенка к школе на 50 % зависит от поведения родителей. Именно они следят за рациональным режимом дня школьника, обеспечивают условия для хорошего сна и полноценного питания, регламентируют просмотр телевизора, игр с гаджетами, учат ребенка экономить и ценить время и силы, оказывают ему психологическую поддержку. Следует уделять общению с ребенком ежедневно хотя бы по полчаса, чтобы он ощущал вашу заботу и любовь. Теперь о том, чего родители не должны делать. Не нужно требовать от ребенка больше, чем он способен сделать: нельзя перегружать его письменными заданиями, заставлять делать все домашние задания без перерыва на отдых. Забудьте фразу «Какую отметку ты сегодня получил?». Встречайте вашего сына или дочь из школы приветливой улыбкой.
Если ребенок после школы чрезмерно возбужден и желает поделиться эмоциями, ни в коем случае не отмахивайтесь, выслушайте его, поддержите психологически, это очень важно. При непривычной молчаливости ребенка – дайте ему возможность успокоиться: так реагируют на стресс дети-интроверты, которым необходимо время для осмысления произошедшего, после чего ребенок все расскажет сам.
Следует помнить, что в течение учебного года есть периоды, когда учиться становиться особенно сложно – это первые недели, конец второй четверти, начало занятий после зимних каникул и середина третьей четверти. В эти периоды нужно особенно внимательно относиться к ребенку. Никогда не вспоминайте школьные неприятности и не обсуждайте с ребенком завтрашний трудный день перед тем, как он отправится спать. Старайтесь меньше отчитывать ребенка по незначительным поводам: за поздний приход домой, телефонные звонки новых друзей, слишком долгие, на ваш взгляд, прогулки. Помните, что у первоклассника происходит активная установка контактов, без которых ему не обойтись в дальнейшем, и ваша задача – помочь ему в этом.
ЭЗ: Что делать, если у ребенка возникают трудности при общении с учителем?
– Первый учитель – очень значимый человек в жизни ребенка. В идеале и родителям нужно установить с ним тесный контакт с первых дней обучения, прислушиваться к его советам, предлагать помощь в организационных делах. Требования учителя и родителей к ребенку должны быть четко согласованы, чтобы он не оказался «меж двух огней». В случае если родителей в чем-то не устраивает учитель, методы его обучения и так далее, лучше сразу все обсудить. Старайтесь, чтобы разговоры с учителем происходили в отсутствии ребенка, в конфликтных ситуациях выслушивайте мнение не только ребенка, но и учителя, не торопясь с выводами. И помните, что учитель гораздо охотнее пойдет вам навстречу, если в вашем лице он будет видеть помощника, а не критика.
ЭЗ: Как правильно организовать выполнение домашнего задания?
– Необходимо создать условия для обучения: выделить первокласснику рабочее место. При этом обеспечить правильное освещение – следует использовать лампы мощностью не менее 100 Вт, располагаться они должны слева от работающего ребенка. Важно не отвлекать школьника от занятий. Не стоит торговаться, предлагать вознаграждение за хорошо выполненное домашнее задание. Это может исказить мотивацию ребенка. По мнению психологов, лучшее время для обучения – с 8 до 12 ч и с 16 до 18 ч.
В первые недели родителям стоит принять участие в процессе выполнения домашнего задания, при этом главная их задача – помочь малышу усидеть на месте. Необходимо поддерживать его интерес к учебе, хвалить за достижения и подбадривать в случае возникновения проблем. В случае неудач взрослый должен быть абсолютно спокойным и говорить ровным голосом.
ЭЗ: Многие дети сейчас не посещают детский сад. Как это обстоятельство отражается на процессе адаптации?
– По статистике, у «домашнего» ребенка адаптация происходит гораздо сложнее, чем у тех, кто посещал дошкольное учреждение. И главная сложность – вхождение в новый коллектив. Чаще всего у «домашнего» ребенка не хватает навыка завязывания знакомств со сверстниками, умения строить отношения, при необходимости – уступать. Кроме того, у таких детей может возникнуть и мотивационная проблема: из-за недостатка общения им зачастую бывает гораздо интереснее общаться, чем учиться. В такой ситуации задача родителей – сориентировать школьника именно на учебу. Если «домашний» ребенок единственный в семье, не исключено, что ему будет проще общаться с учителем, чем со школьниками. В таком случае нужно поговорить с учителем, чтобы он помог ребенку влиться в коллектив.
Не стоит ожидать от первоклассника стремительного прогресса или больших достижений с первых дней обучения. Основная задача начальной школы – настроить ребенка на процесс обучения, вызвать интерес и желание к получению знаний. В дальнейшем именно эти навыки позволят ему успешно учиться. Задача родителей в столь сложный период – быть очень терпеливыми, внимательными, поддерживать ребенка в любой ситуации, проявлять свою любовь. Именно в таких условиях адаптация к школе пройдет успешно.